Программа обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь (16 часов)
- Описание
- Отзывы
Настоящая программа обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442; 2013, N 27, ст. 3477; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 30, ст. 4206, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 85; № 10, ст. 1425; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4397; 2016, № 1, ст. 9, 28; № 15, ст. 2055; № 18, ст. 2488; № 27, ст. 4219; 2017, № 18, ст. 2663), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 27, ст. 416; N 31, ст. 4765), Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 мая 2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 2012 г., регистрационный № 24183), с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 07 ноября 2012 № 586н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2012 г., регистрационный № 26405).
Целью данной программы является формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
· способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь;
· способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи.
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим представляет собой процесс получения обучающимися знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:
а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
б) работники рабочих профессий;
в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;
д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;
ж) иные работники по решению работодателя.
Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу соответственно.
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится не реже одного раза в 3 года.
Содержание программы представлено пояснительной запиской, планируемыми результатами освоения программы, учебным планом, рабочей программой, условиями реализации программы, системой оценки результатов освоения программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию программы.
Рабочая программа раскрывает последовательность изучения тем, а также распределение учебных часов по темам.
Последовательность изучения тем определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Условия реализации программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию программы.
Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики. Практические занятия проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий.
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим заканчивается проверкой знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим.
Результаты проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим оформляются в соответствии с требованиями «Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464
1. Планируемые результаты освоения программы.
Результатом освоения программы является формирование у обучающихся ключевых компетенций по оказанию первой помощи:
1. способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь (К1);
2. способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи (К2).
Для формирования компетенции К1 обучающиеся должны знать:
· общие положения, касающиеся первой помощи и основные понятия, ее определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой помощи;
· организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
· состояния, при которых оказывается первая помощь, ее основные мероприятия;
· общую последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших;
· внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи;
· признаки отсутствия сознания и дыхания;
· признаки острой непроходимости дыхательных путей;
· правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
· правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и повреждений;
· признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур;
· признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур;
· признаки отравлений. Для формирования компетенции К1 обучающиеся должны уметь:
· определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
· определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и окружающих;
· оценивать количество пострадавших;
· определять наличие сознания у пострадавшего;
· определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
· определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магистральных артериях;
· проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
· определять признаки кровопотери;
· проводить опрос пострадавшего и подробный осмотр: головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей. Для формирования компетенции К2 обучающиеся должны знать:
· способы перемещения пострадавших;
· порядок вызова скорой медицинской помощи;
· правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-легочной реанимации;
· правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей;
· правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела;
· правила транспортной иммобилизации;
· правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздействия высоких температур;
· правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
· правила оказания первой помощи при отравлениях. Для формирования компетенции К2 обучающиеся должны уметь:
· устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья;
· прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;
· извлекать пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;
· применять различные способы перемещения пострадавших одним, двумя или более участниками оказания первой помощи;
· вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
· использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные средства оказания первой помощи;
· открывать дыхательные пути запрокидыванием головы с подъемом подбородка, выдвижением нижней челюсти;
· осуществлять давление руками на грудину пострадавшего;
· проводить искусственное дыхание “Рот ко рту”, “Рот к носу”, с использованием устройства для искусственного дыхания;
· обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей приданием устойчивого бокового положения;
· проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего;
· выполнять приемы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута или жгута-закрутки, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки;
· оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;
· накладывать повязки на различные участки тела;
· накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на грудную клетку;
· проводить иммобилизацию (аутоиммобилизация, с помощью подручных средств, с использованием медицинских изделий);
· фиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием табельных медицинских изделий);
· прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);
· применять местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
· применять термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
· придавать пострадавшему оптимальное положение тела;
· контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение);
· оказывать психологическую поддержку пострадавшему;
· передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.